Все чаще из различных источников информации мы слышим словосочетание «функциональная грамотность»… Что это такое? Для чего это нужно?
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году.
В то время функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем». Основой функциональной грамотности 60 лет назад считали владение на базовом уровне навыками чтения и письма, возможность решения стандартных стереотипных задач, направленных на решение бытовых проблем. И применялся этот термин в отношении взрослого населения в тех странах, в которых еще не была решена проблема по обеспечению равного доступа к образованию для всех граждан.
В настоящее время многие развитые страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И в центр внимания постепенно перемещается именно функциональная грамотность.
«Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», – рассказала руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалева на онлайн-конференции по функциональной грамотности, организованной командой «Яндекс.Учебник».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основные формы функциональной грамотности –
грамотность в чтении и письме
грамотность в естественных науках
математическая грамотность
финансовая грамотность
глобальные компетенции (способность обучающихся контактировать с окружающим миром)
креативное мышление.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так для системы образования особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Открытый банк заданий по функциональной грамотности
Библиотека методиста АПК РО
Нормативные документы.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № ТС-2176/04 от 12.09.2019г. «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № ТВ-94/04 от 26.01.2021г. «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № 03-1526 от 17.09.2021г. «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
- Письмо ФГАУ «ФИЦТО» № 01-03-677/2028 от 01.12.2021г. (посмотреть/скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № 03-1510 от 14.09.2021г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (посмотреть/скачать)
- Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (посмотреть/скачать)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации № АЗ-581/03 от 15.09.2021г. «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации» (посмотреть/скачать)
- Электронный банк заданий (руководство пользователя), Российская электронная школа (посмотреть/скачать)
- Электронный банк учебных заданий (руководство пользователя), Просвещение (посмотреть/скачать)
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1233 от 16.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать)
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1244 от 20.09.2021 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дородная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать)
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 10-П-1814 от 20.12.2021 «О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на 2021-2022 учебный год» (посмотреть/скачать) - Приказ управления образования администрации Кондинского района от 27.09.2021 г № 501 "Об утверждении муниципального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кондинского района на 2021 – 2022 учебный год"
- Приказ ДОиМП от 20.12.2021 г № 10-П-1814 "О внесении изменения в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 сентября 2021 года №10-П-1244 «Об утверждении регионального плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2021-2022 учебный год»"
- Приказ управления образования администрации Кондинского района от 30.12.2021 г №718 "О внесении изменений в приказ управления образования администрации Кондинского района от 27.09.2021 г № 501 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")..."
- Приказ УО администрации Кондинского района от 09.03.2022 г №122 "Об итогах заседания районной проблемно-творческой группы"
- Приказ О проведении конкурса методических разработок по формированию функциональной грамотности
- Приказ Об итогах заседания районной проблемно-творческой группы
- Приказ УО администрации Кондинского района от 25.05.2022 г №302 "О проведении заседания районной проблемно-творческой группы педагогов Кондинского района"